Является ли трактор транспортным средством

Является ли трактор транспортным средством


Бесплатная юридическая консультация:

Документ : Транспортный налог: все, что необходимо знать владельцам автотранспорта

Транспортный налог: все, что необходимо знать

ВОПРОС: 1. Большинство предприятий и организаций, а также немало граждан имеют автомобили.

Оглавление:

Эти «железные кони» требуют не только ухода (техобслуживание, ремонты) и «корма» (горючее, смазочные материалы и т.п.). Каждый владелец механического средства передвижения должен ежегодно уплачивать за него налог. В этой статье мы рассмотрим порядок начисления, уплаты и отражения в учете налога с владельцев транспортных средств и иных самоходных машин и механизмов (далее — транспортный налог). А чтобы вам, уважаемые читатели, было удобнее читать этот материал, мы изложили его в форме вопросов и ответов.

Какими нормативными документами регулируется порядок начисления и уплаты транспортного налога?


Бесплатная юридическая консультация:

2. Какие существуют льготы для юридических лиц по уплате транспортного налога?

3. Какие льготы по уплате транспортного налога установлены для граждан?

4. Должны ли уплачивать транспортный налог арендаторы транспортных средств?

5. Какие существуют ставки транспортного налога?

6. Какие транспортные средства являются объектами налогообложения, а какие нет?


Бесплатная юридическая консультация:

7. Необходимо ли уплачивать транспортный налог за дорожно-строительную технику: бульдозеры, автогрейдеры, скреперы, экскаваторы, дорожные катки?

8. По каким ставкам необходимо уплачивать налог за грузопассажирские фургоны?

9. Какие ставки налога следует применять для седельных тягачей?

10. Какие транспортные средства относят к автомобилям специального назначения?

11. По каким ставкам облагаются самосвалы и автоцистерны?


Бесплатная юридическая консультация:

12. Как уплачивать транспортный налог юридическим лицам?

13. Какая отчетность существует по транспортному налогу?

14. Необходимо ли уплачивать налог за проданные в течение года транспортные средства?

15. Как уплачивать транспортный налог гражданам (физическим лицам)?

16. Уплачивается ли транспортный налог за законсервированные транспортные средства?

17. У нас угнали автомобиль и милиция его не нашла. Неужели нам нужно уплачивать за него транспортный налог?


Бесплатная юридическая консультация:

18. Какая ответственность установлена за неуплату налога или непредставление Расчета?

19. Включается ли транспортный налог в состав валовых расходов?

20. Как отразить начисление и уплату транспортного налога в бухгалтерском учете?

ОТВЕТ: 1. В Украине транспортный налог взимается в соответствии с Законом Украины «О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов» от 11.12.91 г. N 1963-XII (далее — Закон о транспортном налоге).

Кто является плательщиком транспортного налога?


Бесплатная юридическая консультация:

Налогоплательщиками являются юридические лица (резиденты и нерезиденты), а также физические лица (граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства), которые имеют зарегистрированные в Украине собственные транспортные средства (ст.1 Закона о транспортном налоге).

В соответствии со ст.34 Закона Украины «О дорожном движении» от 30.06.93 г. N 3353-XII государственной регистрации и учету в ГАИ подлежат предназначенные для эксплуатации на улично-дорожной сети общего пользования автомобили, автобусы, самоходные машины, сконструированные на шасси автомобилей, мотоциклы всех типов, марок и моделей, прицепы, полуприцепы и мотоколяски. Все прочие механические транспортные средства подлежат ведомственной регистрации и учету.

2. Перечень таких льгот установлен статьей 4 Закона о транспортном налоге. Во-первых, от уплаты транспортного налога по транспортным средствам, занятым перевозкой пассажиров, на которых определены тарифы оплаты проезда, освобождаются предприятия автомобильного транспорта независимо от форм собственности.

Во-вторых, от его уплаты освобождаются лишь те учебные заведения, которые полностью финансируются из бюджетов, относительно учебных транспортных средств, используемых по назначению.

В-третьих, как и раньше, сельскохозяйственные предприятия в половинном размере уплачивают налог за колесные тракторы, автобусы и спецмашины для перевозки не менее 10 человек.


Бесплатная юридическая консультация:

3. Вот категории граждан, которые на основании п.»в» ст.4 Закона о транспортном налоге не уплачивают транспортный налог или за один легковой автомобиль с объемом двигателя до 2500куб.см, или за один мотоцикл с объемом двигателя до 650 куб.см, или за одну моторную лодку или катер (кроме спортивного ) с длиной корпуса до 7,5 м:

1. Инвалиды независимо от группы инвалидности (в том числе дети-инвалиды по представлению органов социальной защиты).

2. Ветераны войны (участники боевых действий, инвалиды войны, участники войны и лица, на которых распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» от 22.10.93 г. N 3551-XII), а также Герои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы, лица, награжденные четырьмя и более медалями «За отвагу».

3. Ветераны труда, а также Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы.

4. Больные вследствие Чернобыльской катастрофы лучевой болезнью (1 категории).

Бесплатная юридическая консультация:

Участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, которые работали в зоне отчуждения:

а) с момента аварии по 01.07.86 г. — независимо от количества рабочих дней;

б) с 01.07.86 г. по 31.12.86 г. — не менее 5 календарных дней;

в) в 1987 г. — не менее 14 календарных дней, а также потерпевшие вследствие Чернобыльской катастрофы;

г) эвакуированные в 1986 г. из зоны отчуждения (в том числе лица, которые на момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития, после достижения ими совершеннолетия);


Бесплатная юридическая консультация:

д) лица, которые постоянно проживали в зоне безусловного (обязательного) отселения с момента аварии до принятия постановления об отселении, отнесенные к пострадавшим 2 категории.

Еще одна льгота, на которую мы хотим обратить ваше внимание: в половинном размере уплачивают налог граждане, которые владеют легковыми автомобилями, изготовленными на территории СНГ и поставленными на учет в Украине до 1990 г. включительно.

4. Прежде всего напомним, что плательщиками транспортного налога являются владельцы транспортных средств (ст.1 Закона о транспортном налоге).

Однако если право пользования транспортным средством физическое лицо передало по доверенности другому лицу, то налог может уплачивать (ст.6 Закона о транспортном налоге):

а) владелец транспортного средства;


Бесплатная юридическая консультация:

б) от имени владельца — лицо, которому передано право пользования транспортным средством, если это предусмотрено в доверенности.

Обратите внимание: это касается только физических лиц и не распространяется на предприятия (юридических лиц), которые арендуют транспортные средства (как у других предприятий, так и у граждан). Налог за такие транспортные средства должен уплачивать их владелец — арендодатель.

5. Они установлены статьей 3 Закона о транспортном налоге (см. табл.1).

Ставки налога с владельцев транспортных средств

6. Перечень объектов налогообложения содержится в ст.2 Закона о транспортном налоге (см. табл.1). Сейчас остановимся на тех транспортных средствах, которые не облагаются транспортным налогом (ст.2 Закона о транспортном налоге):


Бесплатная юридическая консультация:

— тракторы на гусеничном ходу (код согласно Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (далее — ГС) 8701.30);

— мотоциклы (включая мопеды) и велосипеды с установленным двигателем с объемом цилиндра двигателя до 50 куб.см (код ГС 8711.10);

— автомобили скорой помощи и пожарные (код ГС 8705);

— грузовые, самоходные транспортные средства, используемые на заводах, складах, в портах и аэропортах для перевозки грузов на короткие расстояния (код ГС 87 09);

— машины и механизмы для сельскохозяйственных работ (коды ГС 8432, 8433);


Бесплатная юридическая консультация:

— только яхты, суда парусные и лодки спортивные (коды ГС 8903.91, 8903.92 , 8903.99).

7. Указанная техника (а также механические лопаты, одноковшовые погрузчики, трамбовочные машины) классифицируется по коду ГС 8429 и не относится к транспортным средствам. Поэтому она в соответствии со ст.2 Закона о транспортном налоге не относится к объектам налогообложения и не облагается транспортным налогом.

8. В соответствии с ГС грузопассажирские автомобили-фургоны относятся к товарной группе по коду 8703. Поэтому ставки транспортного налога за них такие же, как и за легковые автомобили (см. ст.3 Закона о транспортном налоге и табл.1).

Заметьте, что следует отличать грузопассажирские автомобили-фургоны от грузовых, поскольку последние классифицируются по коду ГС 8704 и налог за них начисляется по ставкам для грузовых автомобилей. Перечень признаков грузопассажирских фургонов приведен в письме Государственной таможенной службы Украины «Относительно классификации грузопассажирских автофургонов» от 01.03.2000 г. N 21/2-683-ЕП. Так, их характерным признаком является наличие сидений за сидением водителя, которые складываются или убираются, или специально предназначенные для сидения места, и боковых окон.

При отсутствии этого признака боковых или задних дверей и обработки салона, соответствующей транспортным средствам, которые предназначены для перевозки пассажиров, не может рассматриваться как основание для отнесения таких транспортных средств к грузопассажирским фургонам.


Бесплатная юридическая консультация:

9. И снова нам необходимо обратиться к ГС: «термин «тракторы» означает транспортные средства, предназначенные в большинстве случаев для буксировки или толкания других транспортных средств, устройств или грузов, независимо от того, имеют они или нет дополнительные приспособления, в соединении с основным предназначением трактора, для перевозки инструментов, семян, удобрений или других грузов». Таким образом, поскольку седельные тягачи предназначены именно для буксировки «других транспортных средств, устройств или грузов», то они должны классифицироваться согласно ГС по коду 8701 (дополнительно см. письма Государственной таможенной службы Украины от 11.04. 2000 г. N 11/(далее — письмо N 11/3-3273) и от 14.03.97 г. N 11/2-2287).

Следовательно, седельные тягачи в соответствии со ст.3 Закона о транспортном налоге облагаются по ставке 2,50 грн. со 100 куб.см объема цилиндров двигателя.

10. Этот вопрос является важным для многих предприятий — ведь от того, к какой группе относится транспортное средство, зависит и сумма транспортного налога. В письме N 11/приводится перечень автомобилей специального назначения, которые классифицируются по коду 8705 ГС:

— автомобили для аварийного ремонта, представляющие собой автомобильные шасси с днищем или без него и оборудованные подъемными устройствами, такими, как невращающиеся краны, козлы, блоки или лебедки и предназначенные для подъема и буксировки транспортных средств в аварийном состоянии;

— автомобили-насосы, оборудованные насосом, который, как правило, имеет привод от двигателя автомашины;


Бесплатная юридическая консультация:

— грузовики, оборудованные лестницами или подъемными платформами для ремонта подвесных проводов, уличного освещения и т.д.; грузовики с регулированным кронштейном и платформой (киноавтомашины) для кинематографии или телевизионной работы;

— грузовики, применяемые для расчистки улиц, сточных канав, аэродромных взлетно-посадочных полос и т.д.;

— снегоочистители и снегораздувочные машины со встроенным оборудованием, т.е. автомашины, создаваемые исключительно для целей расчистки снега и, как правило, оборудованные турбинами, ножами (вращающимися) и т.д., с приводом или от двигателя автомашины, или от отдельного двигателя;

— разбрызгивающие грузовики всех видов независимо от того, имеют они нагревательное устройство, устройство для разбрасывания асфальта или гравия, для сельскохозяйственных целей и т.д. или не имеют;

— автокраны, предназначенные не для перевозки грузов, которые состоят из автомобильного шасси, на котором постоянно установлены кабина и поворотный кран (кроме грузовиков с самопогрузочными устройствами);


Бесплатная юридическая консультация:

— подвижные буровые (т.е. грузовики, оборудованные вышкой в сборе, лебедками, станками и другими устройствами для бурения);

— грузовики, оборудованные штабелирующими устройствами (т.е. платформой, изготовленной подвижной на вертикальной основе и которая, как правило, имеет привод от двигателя автомашины), кроме самопогрузочных автомашин, созданных в основном для перевозки грузов;

— бетономешалки, состоящие из автомобильного шасси, на котором постоянно смонтирована бетономешалка, приспособленная как для изготовления, так и для перевозки бетона;

— подвижные электрогенераторные агрегаты, состоящие из грузовика, на котором смонтирован электрогенераторный агрегат, с приводом или от двигателя автомашины, или от отдельного двигателя;

— подвижные радиологические станции (например, оборудованные медицинским кабинетом, затемненным помещением и полным набором радиологического оборудования);


Бесплатная юридическая консультация:

— подвижные клиники (медицинские или зуболечебные) с операционной, оборудованием для анестезирования и другой хирургической аппаратурой;

— автомашины-прожектора, состоящие из прожектора, смонтированного на автомобиле, причем с питанием обычно от генератора, имеющего привод от двигателя автомобиля;

— радиофургоны; фургоны телеграфные, радиотелеграфные или радиотелефонные (принимающие и передающие); радарные автоустановки;

— передвижные лаборатории (например, для проверки рабочих показателей сельскохозяйственных машин);

— передвижные хлебопекарни с полным оборудованием (тестомес, печь и т.д.); полевые кухни;


Бесплатная юридическая консультация:

— фургоны-мастерские, оборудованные различными машинами и инструментом, сварочными устройствами и т.п.;

— передвижные банки, передвижные библиотеки и передвижные автовыставки для демонстрации товаров.

Налог на указанные транспортные средства должен рассчитываться по ставке 3,60 грн. со 100 куб.см объема цилиндров двигателя (см. ст.3 Закона о транспортном налоге).

11.В соответствии с ГС такие транспортные средства классифицируются как грузовые автомобили — по коду 8704. К этой же товарной группе относятся (дополнительно см. письмо N 11/3-3273):

— обычные грузовики и фургоны (с открытым, закрытым брезентом, закрытые и т.д.);


Бесплатная юридическая консультация:

— автомобили и фургоны всех видов для доставки грузов на дом, фургоны для переездов из квартиры в квартиру; грузовики с автоматическими разгрузочными приспособлениями (грузовики с перекидным кузовом и т.д.);

— автомобили-цистерны (независимо от того, оборудованы они насосами или нет);

— рефрижераторные или термоизолированные грузовики; многонастилочные грузовики для перевозки кислоты в изолированных от ударов контейнерах, баллонах с бутаном и т.д.;

— тяжелые грузовики с откидными рамами и углубленными наклонными трапами для перевозки танков, подъемных или траншеекопательных машин, электрических трансформаторов и т.д.;

— грузовики, специально предназначенные для перевозки свежего бетона (за исключением бетономешалок);


Бесплатная юридическая консультация:

— мусоросборники независимо от того, оборудованы они погрузочными, трамбовочными, демфирующими и пр. устройствами или нет;

— самосвалы, т.е. транспортные средства крепкой конструкции с перекидным кузовом или с днищем, открывающимся вниз, предназначенным для перевозки грунта , породы или других материалов;

— автомобильные шасси, оборудованные двигателем и кабиной.

За все перечисленные транспортные средства налог начисляется по ставкам, установленным для грузовых автомобилей.

12. Юридические лица по данным о наличии у них транспортных средств по состоянию на 1 января исчисляют размер транспортного налога как сумму налогов за каждое транспортное средство, которое является объектом налогообложения (ст .6 Закона о транспортном налоге).


Бесплатная юридическая консультация:

Транспортный налог уплачивается юридическими лицами ежеквартально равными частями до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (ст.5 Закона о транспортном налоге).

За приобретенные в течение года транспортные средства налог уплачивают их новые владельцы перед регистрацией по срокам уплаты (кварталам), которые не наступили, начиная с квартала, в котором зарегистрировано транспортное средство. Т.е. если транспортное средство приобретено в апреле, то налог за него необходимо будет уплачивать за II, III и IV кварталы.

Очень важным является то, что для прохождения техосмотра (регистрации, перерегистрации) транспортных средств юридические лица должны предъявить ГАИ платежные поручения об уплате налога с отметкой банка о зачислении налога в территориальные дорожные фонды (за наземные транспортные средства) или в соответствующие бюджеты местного самоуправления (за водные транспортные средства). В случае отсутствия таких документов или документов, дающих право на пользование льготами, регистрация, перерегистрация и технический осмотр транспортных средств не проводятся (ст.5 Закона о транспортном налоге).

13. Согласно ст.6 Закона о транспортном налоге юридические лица должны ежегодно не позднее 15 марта подавать в налоговые инспекции по месту нахождения предприятия и по месту постоянного базирования транспортных средств Расчет налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов (далее — Расчет), подписанный руководителем и главным бухгалтером предприятия. Форма Расчета и порядок его заполнения (далее Порядок) были утверждены приказом Государственной налоговой администрации Украины от 16.02.2000 г. N 61, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 01.03.2000 г. под N 121/4342.

Кроме этого, в налоговую инспекцию необходимо подавать Расчет сумм налога за транспортные средства, зарегистрированные в течение года. Это необходимо сделать в 10-дневный срок после регистрации транспортных средств (ст.5 Закона о транспортном налоге).

Порядок заполнения Расчета покажем на примере (все цифры и названия авто условны).

Предприятие имеет автомобиль ВАЗ-2104 (объем двигателякуб.см), два бортовых автомобиля ГАЗ-53 (объем двигателякуб.см) и седельный тягач Scania-18 (объем двигателякуб.см).

Расчет налога с владельцев транспортных средств и

других самоходных машин и механизмов на 2001 год

Срок и уплаты налога:

До __________________ 2001 г. (25% суммы гр.10)

До __________________2001 г. (25% суммы гр.10)

До __________________2001 г. (25% суммы гр.10)

До __________________2002 г. (25% суммы гр.10)

В соответствии с п.4 Порядка сумма налога, подлежащего уплате, округляется до гривен (меньше 50 копеек — отбрасывается, а 50 коп. и больше — округляется до 1 гривни). Общая сумма налога разбивается плательщиком на четыре равные части и отражается в Расчете по ежеквартальным срокам уплаты.

К сожалению, в форму Расчета закралась досадная ошибка: нумерация граф » съехала» за счет графы «N п/п», поэтому заполнять его следует очень внимательно, чтобы заносить данные именно в те графы, как этого требует здравый смысл.

И еще, уважаемые читатели: 1 апреля 2001 года вступает в силу Закон Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. N 2181-III (далее Закон N 2181), которым в Закон о транспортном налоге будут внесены изменения, — установлен новый срок представления Расчета: «в течение 60 календарных дней за последним календарным днем отчетного (налогового) года».

14. Такой вопрос возникает у многих налогоплательщиков, которые решили продать свое «средство передвижения».

Налог начисляется на все транспортные средства, которые имел налогоплательщик на 1 января (ст.6 Закона). Допустим, что предприятие в течение года продает автомобиль. Казалось бы, объект налогообложения у него исчезает и налог в последующие кварталы уплачивать не нужно. Но с этой точкой зрения мы согласиться не можем. Ведь в начале года предприятие определяет и указывает в Расчете общую сумму налога, надлежащую к уплате в отчетном году. В соответствии же с Законом о транспортном налоге «перерасчеты юридическими лицами размера налога в связи с перерегистрацией транспортных средств, определенных этим Законом, в течение данного года не проводятся» (ст.6 Закона о транспортном налоге), а за транспортные средства, снятые в течение года с учета, налог не возвращается (ст.5 Закона о транспортном налоге). Поэтому, по нашему мнению, несмотря на то что автомобиль был продан, предприятие должно уплатить начисленный за него налог в полном объеме.

Следовательно, если в течение года предприятие продает автомобиль, то налог необходимо уплачивать до конца года.

15. Граждане, имеющие транспортные средства, могут уплачивать налог раз в год или раз в два года не позднее первого полугодия года, в котором проводится техосмотр. Для прохождения техосмотра (регистрации, перерегистрации ) физические лица должны предъявить ГАИ квитанции или платежные поручения об уплате налога как за предыдущий, так и за текущий годы (ст.5 Закона о транспортном налоге). Если гражданин имеет право на льготы по уплате транспортного налога, то он обязан предъявить документ, который это право удостоверяет.

Следует заметить, что физическим лицам разрешается уплачивать в половинном размере налог за транспортные средства, приобретенные во втором полугодии (ст.6 Закона о транспортном налоге).

16. В соответствии со ст.1 Закона о транспортном налоге плательщиками налога с владельцев транспортных средств являются юридические и физические лица, » которые имеют зарегистрированные в Украине согласно действующему законодательству собственные транспортные средства». Регистрация и учет транспортных средств осуществляется органами ГАИ МВД Украины (ст.34 Закона Украины «О дорожном движении» от 30.06.93 г. N 3353-XII). Обратите внимание: зарегистрированные в Украине! Т.е. если вы имеете автомобиль, но он не поставлен на учет в ГАИ (почему — это другой вопрос), и на него не выданы номерные знаки, то вы не попадаете под определение налогоплательщиков по этому автомобилю.

Со сказанного можно сделать вывод: если транспортное средство не зарегистрировано в органах Госавтоинспекции, то налог с владельцев транспортных средств за него уплачивать не нужно.

17. С 2000 г. законодатели, очевидно, решили несколько «подсластить пилюлю» тем, кто лишился своего автомобиля. Если факт угона транспортного средства подтверждается соответствующими документами органов, которыми возбуждено уголовное дело, налог его владельцем не уплачивается (ст.6 Закона о транспортном налоге).

18. На сегодня ответственность за нарушения, которые могут быть допущены при расчете или уплате транспортного налога, установлена Законом о транспортном налоге и Законом Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04. 12.90 г. N 509-XII (далее — Закон о налоговой). Однако с 1 апреля 2001 года вступает в силу Закон N 2181, которым вносятся существенные изменения в порядок начисления штрафных санкций и пени. В связи с этим приведем штрафные санкции по состоянию до 01.04.2001 г. и после этой даты (см. табл.3).

Виды нарушений по транспортному налогу и ответственность за них

19. В пп.5.2.5 п.5.2 ст.5 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции Закона Украины от 28.12.94 г. N 334/94-ВР (далее Закон о прибыли) указано, что к составу валовых расходов предприятия относятся «суммы внесенных (начисленных) налогов, сборов (обязательных платежей), установленных Законом Украины «О системе налогообложения». Согласно пп.10 п.1 ст.14 Закона Украины «О системе налогообложения» от 25.06. 91 г. N 1251-XII налог с владельцев транспортных средств относится к общегосударственным налогам. Следовательно, сумма транспортного налога может быть включена в состав валовых расходов предприятия.

20. Для ответа на этот вопрос обратимся к Положению (стандарту) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденному приказом Министерства финансов Украины от 31.12.99 г. N 318. В соответствии с п.18 этого Стандарта налоги включаются в административные расходы (кроме входящих в производственную себестоимость продукции, работ, услуг). Поэтому, на наш взгляд, налог с владельцев транспортных средств следует учитывать в составе административных расходов предприятия. Для этого на счете 92 «Административные расходы» необходимо открыть соответствующий субсчет (например , 921 «Налог с владельцев транспортных средств»).

Расчеты же с бюджетом по начислению и уплате транспортного налога ведутся на счете 641 «Расчеты по налогам», на котором для указанного налога следует открыть отдельный аналитический счет (например, 6411 «Расчеты по налогу с владельцев транспортных средств»).

Начисление и уплата транспортного налога будет отражаться следующей корреспонденцией счетов (см. табл.4).

Бухгалтерский учет начисления и уплаты

налога с владельцев транспортных средств

* Аналитический счет «Налог с владельцев транспортных средств»

«Все о бухгалтерском учете» N 19 (565) от 2 марта 2001 г.

В базiдокумента

П ро надання інформації

П ро внесення змін до Переліку лікарських засобів, заборонених до рекламування, які відпускаються без рецепта

П ро затвердження Положення про ведення касових операцій у національній валюті в Україні

П ро мінімальний розмір допомоги по безробіттю

П ро затвердження реєстру граничних оптово-відпускних цін на лікарські засоби

Источник: http://cons.parus.ua/_d.asp?r=00S9Keca10e98fb6cd099db2

Налог с собственников транспортных средств и иных самоходных машин и механизмов

Налог с владельцев наземных и водных транспортных средств, самоходных машин и механизмов устанавливается Законом Украины «О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов» изложенный в новой редакции Законом Украины от 18 февраля 1997 года (с изменениями и дополнениями) (далее по тексту пункта — Закон), и является источником финансирования строительства, реконструкции, ремонта и удержания автомобильных путей общего пользования и проведения природоохранительных мероприятий на водоемах.

Плательщиками налога являются предприятия, учреждения и организации, иностранные юридические лица — юридические лица, а также граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства — физические лица, которые имеют зарегистрированные в Украине согласно действующему законодательству, собственные транспортные средства.

Предыдущая редакция Закона предусматривала для плательщиков налога — физических лиц наличие права собственности на транспортные средства. В действующей редакции, если же право пользования транспортным средством передано физическим лицом по поручению другому лицу, налог с владельцев транспортных средств выплачивается его владельцем или от его имени лицом, которому это право передано, если это предусмотрено в поручении на право пользования транспортным средством, по месту регистрации этого транспортного средства.

Регистрация транспортных средств осуществляется при условии уплаты предусмотренных налогов, сборов и других видов платежей в соответствии с «Правилами государственной регистрации и учета автомобилей, автобусов, самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов и мотоколясок», утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины от 21 октября 1993 г. № 873.

Объектами налогообложения являются: трактора колесные, автомобили, предназначенные для перевозки не меньше 10 лиц, включая водителя, автомобили легковые, автомобили грузовые, автомобили специального назначения, кроме тех, которые используются для перевозки пассажиров и грузов, мотоциклы (включая мопеды) и велосипеды с установленным двигателем с объемом цилиндра двигателя до 50 куб. см, яхты и суда парусные со вспомогательным двигателем или без него, лодки моторные и катера, кроме спортивных лодок и лодок с подвесным двигателем (табл. 5).

от 1001 куб. см до 1500 куб. см

от 1501 куб. см до 1800 куб. см

от 1801 куб. см до 2500 куб. см

от 2501 куб. см до 3500 куб. см

4 грн с 100 куб. см

5 грн с 100 куб. см

10 грн с 100 куб. см

20 грн с 100 куб. см

от 8201 куб. см докуб. см

откуб. см и больше

15 грн с 100 куб. см

20 грн с 100 куб. см

Законом выделены транспортные средства, которые не являются объектами налогообложения: трактора на гусеничному ходу, мотоциклы (включая мопеды) и велосипеды с установленным двигателем с объемом цилиндра двигателя до 50 куб. см, автомобили специального назначения скорой помощи и пожарные, транспортные средства грузовые, самоходные, что используются на заводах, составах, в портах и аэропортах для перевозки грузов на короткие расстояния, машины и механизмы для сельскохозяйственных работ, а также только яхты, парусные суда и лодки спортивные.

В соответствии с Гармонизированной системой описи и кодирования товаров каждому из видов транспортных средств независимо от того, является ли такой вид объектом налогообложения или нет, присвоен четырехзначный код.

Ставка налога устанавливается в гривне на год со 100 куб. см объема цилиндров двигателя, для транспортных средств с электродвигателем — 1 кВт мощности двигателя или 100 см длины для яхт, судов, катеров или лодок.

Льготы относительно налога предоставлены:

  • предприятиям автомобильного транспорта общего пользования относительно транспортных средств, занятых на перевозке пассажиров, на которые в установленном законом порядке определены тарифы оплаты проезда в этих транспортных средствах независимо от форм собственности;
  • учебные заведения, которые полностью финансируются из бюджетов, что касается учебных транспортных средств, при условии использования их по назначению;
  • на 50 процентов — сельскохозяйственные предприятия товаропроизводители за трактора колесные, автобусы и специальные автомобили для перевозки людей с количеством мест не меньше десяти;
  • на 50 процентов — граждане, в собственности которых находятся легковые автомобили, произведены в странах СНГ и поставлены на учет в Украине до 1990 года включительно;
  • категориям граждан, предусмотренным Законами Украины «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы», «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты», «Об основных основах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине», относительно видов транспортных средств определенных данным Законом.

Порядок исчисления и уплаты налога, сроки. Налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов выплачивается:

  • физическими лицами — перед регистрацией, перерегистрацией транспортных средств, а также перед техническим осмотром транспортных средств ежегодно или один раз за два года, но не позже первого полугодия года, в котором осуществляется технический осмотр;
  • юридическими лицами — ежеквартально равными частями к 15 числу месяца, которое наступает за отчетным кварталом.

Юридическими лицами налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов исчисляется на основании отчетных данных о количестве транспортных средств и других самоходных И машин и механизмов по состоянию на 1 января текущего года.

Исчисление суммы налогового обязательства относительно данного налога регулируется также «Порядком заполнения и предоставления расчета суммы налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов и Справки о суммах налога со владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, которые уменьшают или увеличивают налоговые обязательства в результате исправления самостоятельно обнаруженной ошибки, допущенной в предыдущих отчетных периодах к органу государственной налоговой службы», утвержденного приказом Государственной налоговой администрации Украины от 17 сентября 2001 г. № 373

За счет сбора налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов финансируется строительство, реконструкция, ремонт и содержание дорог общего пользования, а также сельских дорог — 85% суммы, и 15% перечисляются в местные бюджеты на ремонт и содержание дорог и улиц в населенных пунктах, а также дорог общего пользования государственного назначения.

Источник: http://mycurator.com.ua/art4u55.html

Виды и основные характеристики транспортных средств

Говоря о том, что преимущественная функция дороги – обеспечение движения транспортных средств, мы как-то позабыли про сами транспортные средства.

Восполним же незамедлительно этот пробел.

Транспортное средство

Определение из ПДД (п.1.2):

«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

В принципе, все понятно и просто. Критерий ТС – это его функция перевозки.

Однако транспорт бывает разный. И оснований для его классификации – огромное количество.

Транспортные средства могут подразделяться на:

– рельсовые (трамвай) и безрельсовые (подавляющее количество ТС, которые могут вариативно двигаться по проезжей части, свободно перемещаясь по полосам);

— колесные и гусеничные.

— автомобили, мотоциклы, тракторы и самоходные машины и т.д.

Критериев классификации может быть множество.

Согласно ПДД, транспортными средствами являются даже велосипед и прицеп. Эти понятия специально оговариваются в Правилах.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

Показатель велосипеда – это отсутствие любого двигателя или крайне маломощный электродвигатель. Однако велосипедист является водителем и несет ответственность и за безопасность движения, и за нарушение Правил.

Очень часто забывается и родителями, и детьми, что движение велосипедистов по дорогам — в пределах проезжей части или обочины – разрешается только с 14 лет.

В реальности же мы видим грубейшие нарушения ПДД, когда подростки, не достигшие такого возраста, позволяют себе кататься по проезжей части.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

Прицеп – это особое транспортное средство. Но движение с ним может требовать открытия новой категории водительских прав (с приписанной буквой «Е» — ВЕ, СЕ, DЕ и пр.). Такое необходимо в том случае, если прицеп имеет разрешенную максимальную массу, превышающую 750 кг.

Это «настоящий» прицеп.

А вот небольшой вариант, чья разрешенная максимальная масса не превышает 750 кг.

Здесь открытие новой категории прав (ВЕ, СЕ, DЕ и пр.) не требуется.

Давайте остановимся только на автотранспорте, как наиболее представительном сегменте в среде транспортных средств. И наиболее известной и распространенной является классификация, обусловливающая назначение автотранспортных средств:

1) пассажирские легковые (для индивидуальной перевозки пассажиров);

2) пассажирские, предназначенные для массовой перевозки пассажиров (например, автобус);

3) грузовые (для перевозки грузов, реже — людей);

4) специальные (оперативные службы, эвакуаторы, техпомощь и прочие ТС, выполняющие специализированные функции).

Однако, несмотря на невероятное обилие классификаций ТС, для ПДД первостепенное значение имеет понятие «механическое транспортное средство».

Механическое транспортное средство

Нормы ПДД регулируют движение преимущественно механических транспортных средств. «Львиная доля» Правил посвящена именно этому аспекту дорожного движения.

Для управления механическими ТС лицо должно обязательно иметь водительское удостоверение соответствующей категории (А, В, С, D, М и прочие; мы о них побеседуем во втором разделе нашего курса). В подавляющем числе случаев механическое транспортное средство требует специальной государственной регистрации и получения регистрационных знаков (или «номеров»).

Определение из ПДД (п.1.2):

«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

Важнейший показатель механического ТС – это наличие двигателя. Причем любого: бензинового, газового, дизельного, электрического, водного (или парового). В будущем — атомного (ужас!)…

Иными словами, механическое ТС способно перемещаться по дорогам самостоятельно (благодаря наличию силового агрегата). А водитель механического ТС для управления им должен пройти специальное обучение, сдать квалификационный экзамен и получить водительское удостоверение, соответствующее категории транспортного средства.

ПДД не дают определения грузовому, легковому автотранспорту, но особо выделяют два вида механических ТС:

В последнее время в среде мототранспортных средств происходит путаница. Особенно ситуация сложна для простого обывателя, ибо транспортные средства с претензией на «мотоциклетность» резко выросли в количестве.

Даже само понятие «мотоцикл» в ПДД отдает какой-то неопределенностью и основательно попахивает пылью веков.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.

Мотоциклу созвучны названия следующих транспортных средств:

Однако это принципиально иные транспортные средства, не являющиеся мотоциклами. У них иные конструкционные и функциональные характеристики.

Определить принадлежность транспортного средства к мотоциклу проще всего по документации к нему: в ПТС (паспорте ТС)

или техпаспорте (свидетельстве о регистрации).

Есть специальная отметка, отражающая категорию и тип ТС, к которым относится данный транспорт. Категория А будет означать принадлежность к мотоциклам.

А вот мопед (или скутер, мокики и подобные им ТС) – это особая песня.

Относительно недавно – в прошлой редакции ПДД – мопед (или скутер) не являлся механическим транспортным средством. Для движения на нем не нужно было обучаться и получать водительское удостоверение («права»).

Теперь ситуация принципиально иная.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт.

Теперь мопед – это механическое ТС, и управление им указывает на необходимость получения водительского удостоверения новой категории – категории М.

А для этого следует пройти специализированное обучение в автошколе. Правда, управлять мопедом или скутером может каждый обладатель водительских прав любой категории.

Сделаем вывод. Главный субъект («участник») дорожного движения – это механическое транспортное средство. Именно для него фактически и создавались ПДД.

Маршрутное транспортное средство

Особый вид транспортных средств – это маршрутное ТС. Оно обладает особым статусом на дороге. Водителям таких ТС позволительны некоторые «вольности», являющиеся отступлением от общих норм ПДД. Так, им разрешается игнорировать некоторые запрещающие и предписывающие знаки, знаки особых предписаний и пр. Специально для них на проезжей части бывает выделена полоса для движения, а места для посадки-высадки пассажиров обозначается особым знаком и/или разметкой.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

Обозначим такие транспортные средства. Судя по определению самих ПДД, — это автобус, троллейбус и трамвай. К ним следует присовокупить еще и маршрутные газели (с которыми, кстати, сегодня ведется непримиримая борьба, как с небезопасным маршрутным ТС).

Но всякий ли автобус или «маршрутка» являются собственно маршрутным транспортным средством. Конечно же, нет! Правила однозначно вводят специальные функциональные критерии для них:

  • перевозка людей (пассажиров) по дорогам;
  • строго установленный маршрут следования (с конкретным номером маршрута);
  • обозначенные места остановок, предназначенных для посадки-высадки пассажиров.

И получается, что водитель, двигающийся по маршруту на таком ТС, будет причислен именно к водителям маршрутного ТС со всеми вытекающими «льготами» для него (о них мы скажем в специальных разделах ПДД).

А вот если водитель после трудового дня, высадив пассажиров на «конечной», двигается домой, в гараж, к месту стоянки своей «маршрутки», то его транспорт уже не считается маршрутным ТС. Соответственно, все «льготы» исчезают. И даже утром — до момента выхода на маршрут – газель не считается маршрутным ТС.

Сделаем еще два предварительных замечания в отношении таких ТС.

1. Рядовые водители, приближаясь к обозначенной знаком и/или разметкой остановке общественного транспорта, расположенной в населенном пункте («настоящем» населенном пункте), должны уступать дорогу «маршруткам», которые отъезжают от места остановки.

Вне населенного пункта такое правило не «работает» (из-за высокой скорости движения по таким участкам).

2. Не нужно слепо следовать за маршрутным ТС. Некоторые знаки, которые может проигнорировать водитель такого ТС, «простым смертным» водителям нарушать нельзя.

Например, знак «Кирпич» (3.1 «Въезд запрещен»).

Маршрутная газель может юркнуть в зону действия этого знака, а обычный водитель нет.

Или знак, запрещающий поворот (3.18.1 «Поворот направо запрещен»).

«Маршрутка» имеет право совершить правый поворот, а рядовой водитель – увы!

Чтобы не быть подвергнутым административной ответственности (иногда весьма ощутимой для кармана), очертя голову двигаться за «газелькой» не следует!

Разрешенная максимальная масса

Одной из важных принципиальных характеристик ТС является его разрешенная максимальная масса. Она отражается в документации к ТС, уже упомянутой ранее:

  • в паспорте ТС;
  • в техпаспорте (свидетельстве о регистрации).

Определение из ПДД (п.1.2):

«Разрешенная максимальная масса» — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.

Если отталкиваться от определения, то разрешенная максимальная масса (обозначим ее аббревиатурой – РММ) – это некая условно-теоретическая масса ТС, которая считается предельно допустимой для данной модели автомобилей.

Кто установил именно такую массу? Завод-изготовитель, который проектировал, разработал принципиальную конструкцию, схему и принципы работы ТС. Иными словами, РММ – это предельная нагрузка, которую могут выдержать (вынести) системы, узлы, агрегаты, детали и прочие комплектующие транспортного средства.

РММ формируется из следующих составляющих:

  • масса самого «железа» автомобиля;
  • масса водителя и пассажиров;
  • масса перевозимого груза.

Все эти три составляющие в сумме не могут превышать величины, обозначенной заводом-изготовителем в качестве предельно допустимой.

Скажите, теоретически можно на «легковушку» нагрузить эдак тонны 4? Конечно! Взять и бросить в багажник (или положить на верхний багажник) какую-то 4-тонную конструкцию – блок металлических «чушек»! Да легко!

И это несмотря на то, что завод-изготовитель обозначил РММ для такой модели в 1500 кг!

«Поедут» ли 4 тонны (плюс масса самого автомобиля, плюс масса водителя и пассажиров)? В принципе поедут. Но двигатель, рулевое управление, кузов, подвеска, колеса, тормозная система и пр.) будут испытывать преобладающие нагрузки и значительно быстрее приходить в негодность. Одна такая поездка, и о будущей «карьере» автомобиля можно будет позабыть!

И еще одно существенное замечание. Для чего нам еще знать о РММ? Здесь в пользу знаний играют два существенных обстоятельства.

1. РММ – средство обеспечения безопасности.

В нашем фантастическом примере обозначена ситуация, которая наносит значительный ущерб не только транспорту, перевозящему недопустимый груз, но и безопасности дорожного движения. Как себя поведет такой автомобиль в случае необходимости резкого, экстренного торможения? Ответ один: торможение будет неэффективным, ибо тормозной путь существенно увеличится.

А что будет при осуществлении опасного поворота? Центробежная сила, которая станет выталкивать автомобиль с необходимой траектории движения, будет невероятно большой. Ведь она «завязана» не только на скорости автомобиля, но и на его массе. И в этом случае сцепления колес с дорогой будет явно недостаточно.

Итог – сход с траектории движения и пренеприятнейшая перспектива ДТП.

Причина банальна – нарушение принципа РММ.

2. РММ – это критерий разграничения категорий водительских прав.

Оказывается, РММ обладает еще одним важным свойством. Она разделяет грузовые автомобили на два разных класса:

1) с РММ, не превышающей 3500 кг, — это категория В (так называемые «малые грузовики» — грузовые УАЗы, ГАЗели и пр.);

2) с РММ, превышающей 3500 кг, — это категория С (классические – средние и большие – грузовики).

Существуют и иные обстоятельства (дорожные знаки, прежде всего), требующие от водителя пристального внимания к РММ своего автомобиля.

Например, дорожный знак «Движение грузовых автомобилей запрещено» (3.4).

Движение в зону действия знака запрещается только тем ТС, чья РММ превышает указанную на знаке величину.

И последнее. РММ автопоезда (механического ТС, сочлененного с прицепом) складывается из РММ самого автомобиля и РММ прицепа.

Советуем ознакомиться со статьей, в которой рассказано о подборе дворников по марке и модели автомобиля.

Как быстро избавиться от царапин на машине

Защитить автомобиль от грязи поможет жидкое стекло

Меховая накидка на автомобильное кресло

Как защитить себя от слепящего солнца и фар за рулем?

То, что ввели права для мопедов и скутеров, это правильно. Каждый раз, когда видел пацанов лет по 12 в потоке машин, просто оторопь брала. Они же не понимают что делают вообще!

Да, раньше куда не посмотри, всюду молодежь на мопедах, теперь штрафовать стали за то что прав нету, вроде притихли и ДТП меньше стало (по крайне мере у нас в городе точно).

Разъяснено толково! Только вот на картинке со специальными ТС надо уже писать «Полиция», а не «Милиция»!

А разве маршруткам тоже надо уступать дорогу у остановок? По-моему было разъяснение, что это требование к ним не относится. Оно касается только муниципальных автобусов/троллейбусов.

Игорь, «маршрутка» — такое же маршрутное транспортное средство, если ее характеристики подпадают под понятие МТС (см.определение). То есть двигаются по установленому маршруту с обозначенными местами остановок.

Что дает установка автобаферов?

Светодиодные лампы для автомобиля 4Drive

Чистое лобовое стекло: антигрязь, антидождь, антиналедь

Источник: http://voditeliauto.ru/voditeli-i-gibdd/pdd/ponyatiya/vidy-i-osnovnye-xarakteristiki-transportnyx-sredstv.html

Транспортное средство в гражданском законодательстве

Добрый день, дамы и господа.

С вами юрист по гражданскому праву Евгений Волков, и сегодня я расскажу вам о том, что понимается под транспортным средством в гражданском законодательстве.

Почему я выбрал именно эту тему для сегодняшней статьи?

Дело в том, что транспортное средство — это как раз такое понятие, которое не получило однозначной трактовки в гражданском законодательстве.

В Гражданском кодексе РФ во многих его главах, разделах, статьях действительно можно найти упоминания о транспортном средстве.

Но только вот самого определения транспортного средства в гражданском законодательстве (я имею в виду ГК РФ) не содержится.

Это, в свою очередь, стало поводом для всяких дискуссий в научном юридическом сообществе.

Упоминание о транспортном средстве вы можете найти, например, в следующих статьях, главах и разделах Гражданского кодекса РФ:

1. Пункт 1 ст. 227 Гражданского кодекса РФ.

Если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства транспорта. В этом случае лицо, которому сдана находка, приобретает права и несет обязанности лица, нашедшего вещь.

2. Пункт 2 ст. 257 Гражданского кодекса РФ, которая раскрывает понятие имущество, относящееся к имущественному комплексу крестьянского (фермерского) хозяйства. В ней указано, что

в совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов.

3. Ст. 426 Гражданского кодекса РФ упоминает о перевозке транспортом общего пользования в рамках понятия публичного договора.

4. В ст. 510 Гражданского кодекса РФ понятие транспорта используется в связи с обязанностью доставки продавцом товаров, которая может быть реализована путем отгрузки их (товаров) транспортом, предусмотренным договором поставки.

5. В ст. 607 Гражданского кодекса РФ к объектам договора аренды отнесены, в том числе и транспортные средства, которые являются непотребляемыми вещами.

6. В ст. 625 Гражданского кодекса РФ в качестве отдельного вида договора аренды назван договор аренды транспортных средств.

7. § 3 гл. 34 Гражданского кодекса РФ, который специально призван урегулировать отношения, связанные с арендой транспортных средств, при этом выделяются два вида договора аренды транспортного средства: с экипажем и без такового.

8. Гл. 40 Гражданского кодекса РФ, представляющая основной массив норм, регулирующих отношения, связанные с использованием транспорта.

9. Гл. 41 Гражданского кодекса РФ – транспортная экспедиция. Также как и предыдущая глава регулирует отношения, связанные с транспортом, точнее организацией перевозки.

10. В нормах о деликтной ответственности также встречается упоминание о транспортных средствах. Так, ст. 1079 Гражданского кодекса РФ в п. 1 указывает, что

деятельностью, которая связана с повышенной опасностью для окружающих, является использование транспортных средств, механизмов.

11. В разделе V ГК (Наследственное право) также можно найти упоминание о транспортных средствах. Так, в ст. 1184 ГК говорится о том, что

средства транспорта и другое имущество, предоставленное государственным или муниципальным образованием на льготных условиях наследодателю в связи с его инвалидностью или другими подобными обстоятельствами, входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях.

Сейчас в литературе и из сайта в сайт копируются следующие признаки транспортного средства:

— его использование возможно только при квалифицированном управлении и при надлежащей технической эксплуатации (ст. 645 ГК РФ);

— оно предназначено для перевозки грузов, пассажиров, багажа, буксировки объектов и способно к перемещению в пространстве вместе с ними (ст. 647 ГК РФ);

— оно обладает признаками источника повышенной опасности (ст. 1079 ГК РФ).

Причём на многих сайтах почему-то забывают указать автора, который вывел эти признаки. Так вот, мои дорогие, эти признаки вывел некий профессор Е.А. Суханов.

Не знаю почему, но вот каким-то чудным образом точка зрения этого автора почему-то абсолютному большинству теоретиков от права и авторам юридических сайтов залегла в душу и сейчас клонируется на многих юридических сайтах, в частности, где описывается договор аренды транспортного средства.

Проблема в том, что профессор Суханов Е.А., указал явно не все признаки транспортных средств. Это во-первых.

Во-вторых, поменьше слушаем всяких профессоров-теоретиков. Теория — это для студентов юридических вузов, пусть забивают себе мозг правовыми материями.

Моя же цель, как практика, показать вам реальное положение дел. Давайте выведем определение транспортного средства в гражданском законодательстве, например, для договора аренды транспортного средства.

Вот, смотрите сюда. Если следовать признакам, которые выделил вышеобозначенный профессор в какой-то своей монографии, то чем тогда будет являться тот же экскаватор?

Экскаватор ведь не перевозит грузы, пассажиров, багаж, не буксирует объекты, так? Он предназначен для выполнения определенных строительных, ремонтных работ.

Получается, что экскаватор не является транспортным средством, так как не подпадает под один из вышеназванных признаков.

Вместе с тем, договоры о предоставлении экскаваторов в аренду встречаются сплошь и рядом на практике.

Это вам яркий пример того, что всякие эти правовые теории — не более чем размышления конкретного ученого, родившиеся в его воспаленном мозгу.

Заняться людям, видимо, больше нечем. Автор статьи Евгений Волков, https://evgeniyvolkov.ru.Что-то думают, думают, видя, что раз нет понятия транспортного средства в гражданском законодательстве, значит надо, блин, вывести какие-то признаки транспортных средств.

Некоторые теоретики от права идут еще дальше и вообще полагают, что единое определение транспортного средства в гражданском законодательстве невозможно вывести лишь из-за того, что с каждым годом техника так или иначе развивается, появляются новые её виды.

Короче, надоело мне читать измышления всяких теоретиков гражданского права и я решил в этой статье показать вам, что на самом деле вопрос с понятием транспортного средства в гражданском законодательстве уже решен.

Забейте на теоретиков. Хватит читать всякие учебники и монографии по гражданскому праву, поберегите свой моцк!

Запомните: практика рулит всегда! (особенно, если эта практика судебная).

Если гражданское законодательство не даёт четкого определения тому, что считать транспортным средством, значит нужно покопаться в судебной практике и найти ответ на этот вопрос.

Я нашел следующие судебные решения. Уточню, судебную практику я анализировал применительно к договору аренды транспортного средства. Итак,

1. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.09.2004 N Ф/2004(А).

Правомерно не принят довод суда первой инстанции о том, что спорная гусеничная техника не относится к числу транспортных средств, предназначенных для движения по дорогам, как противоречащий определенным в статье 2 Федерального закона от 10.12.95 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» понятиям транспортного средства и дороги, из анализа которых судом апелляционной инстанции сделан правильный вывод, что спорная гусеничная техника относится к транспортным средствам, предназначенным для перевозки людей, грузов по дорогам, в том числе в виде необустроенной, но приспособленной для движения полосы земли, к которым относятся просеки и профиля.

2. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2010 по делу N А/2009.

Из текста договора аренды от 02.04.2008 N Т-Н следует, что арендодатель предоставил арендатору в аренду кран ДЭК-251 для производства СМР на объекте арендатора.

Постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, от 29.06.1995 N 647, от 07.05.2003 N 263, Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяют транспортное средство как устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Общероссийский классификатор основных фондов ОК(Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359) аналогичным образом устанавливает понятие «транспортного средства» как средства передвижения, предназначенного для перемещения людей и грузов.

По Общероссийскому классификатору основных фондов ОКкраны общего назначения на гусеничном ходу относятся к машинам и оборудованию (оборудование подъемно-транспортное00).

Согласно паспорту крана, приобщенному к материалам дела судом апелляционной инстанции, он по своему назначению предназначен для производства монтажных и погрузочно-разгрузочных работ.

Для перевозки (перемещения, передвижения) людей и грузов кран не предназначен. К использованию крана не подлежат применению Правила дорожного движения, Правила государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники.

Государственная регистрация крана как транспортного средства в органах ГИБДД не проводилась.

Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что кран не является транспортным средством, в том смысле, который ему придается параграфом 3 главы 34 ГК РФ и Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в силу чего договор от 02.04.2008 N Т-Н не является договором аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации.

3. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2009 по делу N А/2009.

Из текста договора, заключенного между сторонами, следует, что ответчику предоставлен монтажный кран марки МКГ-25БР для производства строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ.

В соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» транспортное средство — это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Согласно описанию крана, приобщенному к материалам дела судом апелляционной инстанции, он по своему назначению не является транспортным средством, предназначен для производства монтажных и погрузочно-разгрузочных работ, основным рабочим оборудованием является башенно-стреловое.

Таким образом, заключенный сторонами договор является договором оказания услуги.

То есть, судебная практика, давая определение понятию транспортного средства руководствуется, во-первых, положениями ст. 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», ст. 1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и п. 1.2 Правил дорожного движения о том, что

Транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

и во-вторых, Общероссийским классификатором основных фондов ОК, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359.

Транспортное средство — средство передвижения, предназначенное для перемещения людей и грузов.

Соответственно, если вы хотите узнать, относится то или иное устройство или средство передвижения к транспортному средству, вам нужно открыть Общероссийский классификатор основных фондов ОК.

Раз судьи им пользуются, определяя является то или иное средство передвижения транспортным средством, то и мы должны им руководствоваться определяя какой вид договора аренды нужно заключать — обычный договор аренды (если ваше устройство или средство передвижения не отнесено Общероссийским классификатором основных фондов ОКк транспортному средству) или же договор аренды транспортного средства.

Открываем группировку0 «Средства транспортные» Общероссийского классификатора основных фондов ОКи находим там все устройства и средства передвижения, которые в настоящее время считаются транспортными средствами.

Автомобили легковые

2 Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы)

Автобусы и троллейбусы

Автобусы

Троллейбусы

Автомобили специальные, кроме включенных в группировку0

Прицепы и полуприцепы

Прицепы и полуприцепы для автомобилей и тракторов

Суда торговые и пассажирские

Суда самоходные морские

Суда сухогрузные самоходные морские

Суда наливные и комбинированные самоходные морские

Суда пассажирские и грузопассажирские морские

Суда буксирные, технические, вспомогательные самоходные морские

Суда несамоходные морские

Суда сухогрузные и наливные несамоходные морские

Суда технические и вспомогательные несамоходные морские

Суда самоходные речные и озерные

Суда сухогрузные и наливные самоходные речные и озерные

Суда пассажирские и грузопассажирские речные и озерные

Суда буксирные, технические и вспомогательные самоходные речные и озерные

Суда несамоходные речные и озерные

Суда сухогрузные несамоходные речные

Суда наливные несамоходные речные и озерные

Суда технические и вспомогательные несамоходные речные и озерные

Суда промысловые (добывающие, обрабатывающие и приемно-транспортные)

Суда спортивные, туристские и прогулочные

Суда моторные спортивные, туристские и прогулочные

Суда парусные спортивные, туристские и прогулочные

Суда гребные спортивные, туристские и прогулочные

Катера судовые

Шлюпки, плоты и лодки спасательные и рабочие

Плавсредства прогулочные и спортивные прочие

Средства транспортные железнодорожные

Локомотивы и рельсовый подвижной состав (электровозы, тепловозы, газотурбовозы, паровозы; вагоны грузовые, полувагоны, платформы, вагоны-цистерны, вагоны-рефрижераторы, вагоны-самосвалы, вагоны пассажирские, вагоны трамвайные, вагоны метрополитена)

Аппараты летательные воздушные

Аппараты летательные воздушные без механической тяги (аэростаты, дирижабли, шары воздушные, планеры, дельтапланы и прочие)

Самолеты и вертолеты (самолеты пассажирские, самолеты специализированные гражданские, самолеты учебно-тренировочные и спортивные, самолеты транспортно-грузовые, вертолеты пассажирские, вертолеты транспортно-грузовые)

Аппараты летательные космические

Корабли, станции и аппараты космические, включая спутники

Мотоциклы, мотороллеры, мопеды и прицепы к ним

Мотоциклы, мотороллеры и мопеды

Прицепы к мотоциклам, мотороллерам и мопедам

Велосипеды и коляски инвалидные

Велосипеды

Коляски инвалидные

Средства транспортные прочие, не включенные в другие группировки

Средства транспортные, приводимые в движение вручную (тачки, багажные тележки, ручные тележки, вагонетки, колесные платформы различного вида и прочие)

Средства транспортные, приводимые в движение на животной тяге (двуколки, повозки, катафалки и прочие)

Средства транспортные внутриобъектовые на электрической тяге (электрокары, электропогрузчики, электротележки и прочие)

Вместе с тем, если вы внимательно посмотрели на типы транспортных средств, то, наверное, смогли заметить, что там указаны явно не все типы привычных нам транспортных средств.

Вот вам на закуску три специальных транспортных средства, которые лично я не обнаружил в группировке транспортных средств в Общероссийском классификаторе: автоэвакуатор, автокран, пожарная машина .

Как вы сами, наверное, догадываетесь, указанные средства не предназначены для перевозки людей и грузов и именно поэтому не включены в подраздел «Средства транспортные» Общероссийского классификатора основных фондов ОК.

Однако, если мы более пристально поизучаем Общероссийский классификатор, то обнаружим, что указанные средства включены в подраздел указанного Классификатора «Машины и оборудование», код0

Машины пожарные и автомобили специальные для коммунального хозяйства (машины уборочные, машины для жилищного, газового, энергетического хозяйства города и машины специальные прочие)

И что? Получается, если указанные три спецмашины не включены в перечень транспортных средств в Общероссийском классификаторе, то они не считаются транспортными средствами.

Вопрос достаточно интересный, и ответ на него, как всегда, мы попытаемся найти в судебной практике.

Лично я откопал вот такие судебные акты:

1. Определение ВАС РФ от 28.11.2008 N 15282/08

Как установлено судами, между обществом с ограниченной ответственностью «Трансокеаник» и обществом с ограниченной ответственностью «Дорстройпроектзаключен договор от 25.05.2005 N 01/05, по условиям которого предприятие обязалось предоставить клиенту автомобильный кран КАТО NK-750YS-S г/п 50 тонн за плату во временное пользование с оказанием услуг по управлению им и его технической эксплуатации.

Названный договор прекратил свое действие 15.06.2005, то есть по окончании срока действия договора, установленного сторонами.

В связи с неоплатой ответчиком услуг, оказанных в январе 2006 года, истец обратился в суд с настоящими требованиями.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции в части процентов, пришел к выводу о том, что по своей правовой природе заключенный сторонами договор является договором аренды транспортного средства с экипажем, взаимоотношения по которому регулируются положениями параграфа 3 главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, поэтому правила о возобновлении договора на неопределенный срок в данном случае не подлежат применению, а выполненные в спорный период работы не имеют отношения к договору от 25.05.2005 N 01/05.

2. Определение ВАС РФ от 07.07.2008 N 4458/06

При рассмотрении спора суды установили, что между сторонами были заключены договоры от 27.05.2002 б/н и от 20.05.2002 N 81, по условиям которых войсковая часть обязалась передать обществу во временное пользование автокран «Като-75».

Согласно пункту 2.1.1 договоров при передаче автокрана стороны составляют акт технического состояния.

Оценивая названные договоры, суды пришли к выводу, что по своей правовой природе они являются договорами аренды транспортного средства без экипажа.

Кроме того, суды признали, что предметом обоих договоров является один и тот же автокран.

Довод заявителя о том, что предмет договоров не согласован сторонами, был рассмотрен судом апелляционной инстанции.

Суд указал, что названные договоры отвечают требованиям статейГражданского кодекса Российской Федерации, содержат все существенные условия, необходимые для данного вида договоров, в том числе и предмет.

3. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.06.2009 по делу N А/)

Как видно из материалов дела, ЗАО «Союз-3» (арендодатель) и ООО «Стройпрогресс» (арендатор) заключили договор аренды имущества от 01.02.2006, по условиям которого арендодатель обязался передать арендатору во временное владение и пользование автокран МАЗ-500 в исправном состоянии.

За пользование имуществом арендатор уплачивает арендную плату в размере 1725 рублей в день (пункт 2 договора). Согласно пунктам 5.1 и 5.2 договора арендодатель обязан производить капитальный ремонт имущества, поддерживать его в исправном состоянии, производить за свой счет ремонт.

Арендатор обязан использовать имущество в соответствии с его назначением и условиями договора, а также выделять горюче-смазочные материалы (дизтопливо, масло).

Во исполнение условий договора арендодатель передал арендатору автомобильный кран МАЗ 5334 на базе автомобиля МАЗ, государственный регистрационный номер Н 072 АС 15 rus.

Суды, исследовав обстоятельства дела, оценив условия договора аренды имущества от 01.02.2006, объяснения водителя автокрана Кузнецова В.И. от 18.05.2006, являющегося работником истца, пришли к выводу о том, что заключенный сторонами договор по правовой природе является договором аренды транспортного средства с экипажем.

В силу статьи 632 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

Доводы заявителя о том, что заключенный договор не является договором аренды транспортного средства с экипажем и в аренду передан не автомобиль, а кран автомобильный, установленный на шасси МАЗ-5334, в связи с чем нормы параграфа 3 главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат применению, несостоятелен.

В материалы дела представлен паспорт транспортного средства 15 МКот 18.07.2008 и свидетельство о государственной регистрации ТС.

Суды установили, что в аренду передан автомобильный кран МАЗ 5334 на базе грузового автомобиля МАЗ.

Кроме того, передача в аренду только крана без транспортного средства влечет за собой невозможность использовать кран по назначению, что не отвечает содержанию договора аренды и интересам сторон.

Какие отсюда следуют выводы?

К транспортным средствам судебная практика относит не только те устройства и средства передвижения, которые обозначены в группировке «Транспортные средства» Общероссийского классификатора, но и специальный транспорт, который обозначен в разделе «Машины и оборудование» названного классификатора.

Ну вот, мы вроде бы и разобрались с тем, что понимается под транспортным средством, но это еще не всё.

С арендой какого-нибудь автобуса, корабля или вертолета — всё теперь предельно ясно — это транспортные средства, и если вы планируете сдавать/брать в аренду их, то будете заключать именно договор аренды транспортного средства, а не обычный договор аренды.

Проблемы с определением вида необходимого к заключению договора аренды у вас могут у вас появиться, когда вы захотите сдавать/брать в аренду какую-нибудь спецтехнику.

Помните, в начале статьи я приводил пример с экскаватором? Так вот, сейчас совершенно понятно, что это не транспортное средство по Общероссийскому классификатору.

Что вообще такое спецтехника? Если говорить по-бытовому, то вся существующая спецтехника довольно разнообразна, но при этом её условно можно поделить на следующие виды:

Автомобильная спецтехника — это грузовые автомобили для перевозки особых грузов (автоцистерны, лесовозы, бензовозы, ломовозы и т.п.), многие из которых снабжены дополнительными механизмами (для перемешивания или выгрузки), и специальными креплениями (для особых грузов).

Коммунальная спецтехника — это техника, используемая для уборки и расчистки территорий: поливомоечные, снегоуборочные, пескоразбрасывающие, илососные, подметально-уборочные, мусоровозы, каналопромывочные машины и др.

Подъемная спецтехника — это гидроманипуляторы, краны-манипуляторы, гидролифты, гидроборта и автовышки, основная задача которых погрузка и транспортировка грузов.

Современные краны-манипуляторы легко можно установить на грузовые автомобили, при этом они имеют компактные размеры и большой вылет стрелы, обеспечивая тем самым большую производительность труда.

Дорожная спецтехника — это техника для строительства, ремонта и обустройства дорог: асфальтовые катки, дорожные фрезы, асфальтоукладчики, бетоноукладчики, ресайклеры.

Строительная спецтехника — это экскаваторы, бетонная техника, некоторые краны-манипуляторы, гидроподъемники, погрузчики и т.д. Спектр данной спецтехники очень широк.

Сельскохозяйственная спецтехника — это, прежде всего, тракторы, косилки, комбайны, доильные машины и т.д. Почти все сельскохозяйственные операции автоматизированы.

Можно ли приравнивать вышеобозначенную спецтехнику к транспортному средству в гражданском законодательстве?

Опять же ответ на данный вопрос будем искать в судебной практике для целей заключения договора аренды транспортного средства.

Если посмотреть на Общероссийский классификатор, то можно заметить, что многие из видов спецтехники представлены в разделе «Машины и оборудование».

Так вот, в судебной практике, сколько я ее не анализировал, нет единого подхода к разрешению вопроса о возможности применения к спецтехнике норм Гражданского кодекса РФ об аренде транспортных средств.

В частности, разногласия возникают в отношении дорожно-строительных самоходных машин (строительной техники), таких как башенный кран, автогрейдер, бульдозер, экскаватор.

На данный момент в судебной практике господствуют две диаметрально противоположные правовые позиции.

Самоходную строительную технику нельзя считать транспортными средствами, так как указанная техника:

1. имеет иное назначение по сравнению с предусмотренным в определении транспортного средства,приведенном в законе и иных нормативно-правовых актах об автотранспортных средствах.

— Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2012 по делу N А/2012;

— Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2009 по делу N А/2009

— Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2010 по делу N А/2009).

При этом то, что п. 1.2 Правил дорожного движения распространяет термин «механическое транспортное средство» на самоходные машины, не означает, что эти машины в буквальном смысле являются транспортными средствами (см. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009 N 15АП-8473/2008).

2. не включена в раздел «Средства транспортные» Общероссийского классификатора основных фондов.

Об этом говорится в следующих судебных актах:

— Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2010 по делу N А/2009;

— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2010 по делу N А/2009.

В соответствии с такой позицией судов к заключенному договору могут быть применены общие нормы § 1 гл. 34 ГК РФ об аренде имущества, а не правила § 3 гл. 34 ГК РФ об аренде транспортных средств.

Соответственно, арендодатель будет вправе требовать возврата имущества только по истечении месяца после того как предупредит арендатора об отказе от договора (п. 2 ст. 610 ГК РФ).

Если по истечении срока аренды арендодатель не потребует возврата самоходной машины, то заключенный им договор аренды будет продлен на неопределенный срок согласно ст. 621 ГК РФ, а не прекратит свое действие в соответствии со ст. 632 ГК РФ (см. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.03.2008 N А/АП-471/2008).

К договору также могут быть применены нормы гл. 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг.

В таком случае арендодатель будет вправе взыскать с арендатора не сумму арендной платы, установленную договором, а подтвержденную стоимость оказанных ему в рамках договора услуг (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 02.03.2009 по делу N А/2008).

Строительная самоходная техника и такие машины, как комбайн и трактор, являются транспортными средствами.

— Определение ВАС РФ от 16.10.2009 N ВАС-13577/09;

— Определение ВАС РФ от 30.04.2009 N ВАС-5269/09;

— Постановление ФАС Поволжского округа от 22.02.2008 по делу N А/2007-СГ2-6;

— Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2010 по делу N А/2009;

— Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.03.2010 по делу N А/2009;

— Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2008 N 17АП-7281/2008-ГК;

— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2010 по делу N А/2009;

— Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2010 по делу N А/2009;

— Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07.12.2010 по делу N А/2010;

— Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.06.2005 N Ф/2005.

Указанная позиция обосновывается судами тем, что данная техника:

1. зарегистрирована в органах гостехнадзора в качестве самоходной машины (см. Постановление ФАС Уральского округа от 15.09.2008 N Ф/08-С4, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.07.2008 по делу N А/2007);

2. способна перемещаться в пространстве под управлением специалиста, соответствует определению транспортного средства, данному в Федеральном законе от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

При этом то, что в Общероссийском классификаторе основных фондов ОКданная техника отнесена к машинам и оборудованию, не означает, что она не может быть объектом договора аренды транспортного средства

(см., например, Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2009 по делу N А58-129/07, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2008 N17АП-4273/2008-ГК.

Лично я придерживаюсь второй позиции о том, что спецтехнику можно считать транспортным средством для целей договора аренды.

Вместе с тем, учитывая неоднозначность судебной практики я вам советую при согласовании в качестве объекта аренды строительной и иной самоходной техники исходить из судебной практики непосредственно по вашему региону.

Если суды вашего региона не признают спецтехнику транспортным средством для целей договора аренды транспортного средства, то я рекомендую вам заключать не договор аренды транспортного средства без экипажа, а обычный договор аренды имущества.

Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, давайте с вами выведем всем теоритикам назло определение транспортного средства в гражданском законодательстве.

Моё определение транспортного средства в гражданском законодательстве будет следующим:

Транспортные средства — это средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов, а также спецтехника, предназначенная для выполнения определенных задач, включенные в Общероссийский классификатор основных фондов ОК, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359 и признаваемые таковыми судебной практикой в конкретном регионе России.

Вот теперь на этом вопросе можно поставить жирную точку.

А вы согласны с моим определением? Что вы вкладываете в понятие транспортное средство в гражданском законодательстве?

Мнения читателей блога (3)

человека за управление автомобилем лишили права управления транспортным средством на 1год (забрали права), работает машинистом подземных самоходных в шахте(на дороги общего пользования не выезжает) имеет удостоверение на право управления(«права» как а/м не требуются) служба исполнения наказаний требует отстранить от работы на данной технике

в 13:52

конечно всё написано чётко но жаль что про мотоблоки ни слова а хотелось бы узнать является ли всё таки мотоблок тр. средством или нет!? 🙁

в 14:05

И про мотоблоки тоже интересно, и особенно про мини снегоход «рыбинка» (которая называется «средство малой механизации , скорость 25 км/ч ) , является ли это транспортным средством.?

в 16:16

Оставить свой комментарий Отменить ответ

на новые статьи +

Моя книга В ПОДАРОК!

в 14:35

в 12:50

в 16:39

в 11:05

в 09:47

в 13:50

в 12:15

в 10:00

в 16:31

© 2015–2018 Евгений Волков, практикующий юрист. Все права на контент сайта защищены. Использование текстов и изображений с данного сайта без письменного разрешения Евгения Волкова запрещено!

Информация на этом сайте ни при каких обстоятельствах не является публичной офертой.

Точная информация доступна по телефону или по е-mail.

Источник: http://evgeniyvolkov.ru/transportnoe-sredstvo-v-grazhdanskom-zakonodatelstve.html